14 марта 2005
5782

Перспективы развития информационной политики в России

А.Киселев. Перспективы развития информационной политики в России /ПОЛИТИЯ, 2005, N4. - С. 24-28

*Дискуссии, исследования, конференции

А.Г. КИСЕЛЕВ,
главный координатор Рабочей группы
по совершенствованию информационной политики,
доктор социологических наук, профессор,
академик Международной педагогической академии,
член Союза писателей России

О предложениях по совершенствованию информационной политики в России
в условиях вхождения в информационное общество

Актуальность информационной политики в современной России приобретает чрезвычайную значимость и требует принятия неотложных мер. Это объясняется и внешними и внутренними факторами.

Мир находится на пороге глобальных изменений, нового витка развития цивилизации - формирования информационного общества, одной из фундаментальных основ которого будет свободный поток информации, обеспечивающий эффективное социально-политическое и экономическое управление в целом и оптимизацию взаимодействия органов управления и самоуправления в интересах государства, общества и личности. И только те страны, которым удастся форсировать развитие данного процесса, окажутся в ряду ведущих держав мира, так как знание, информация стали основой функционирования государственной системы. Вместе с тем, существуют многократные утверждения того, что мир сегодня делится уже не по экономическому признаку - на экономически богатые или экономически бедные страны, а по информационному признаку - на информационно богатые и на информационно бедные страны. В информационно развитых странах в сфере информации и ее инфраструктуре занято более половины всего работающего населения, а информация является главным богатством экономики.

Необходимость оперативного обращения к протекающему реальному процессу информационной политики в России объясняется не только подготовкой к вхождению (или "вхождению") в информационное общество, а полным хаосом деятельности отечественных средств массовой информации на фоне отсутствия государственной доктрины информационной политики, устаревшей ее Концепции и несовершенства законодательства в области СМИ. Сегодняшние СМИ, неся огульную направленность, насаждают образы массового сознания, противоречащие общенациональной идеологии. Особый накал эти проблемы приобретают в период предвыборных кампаний. А на региональном уровне, где в условиях горизонтали прессинг местного руководства непреодолим, СМИ подпадают под полную зависимость и потому оказываются неспособными выполнять свои функции, характерные для формирования правового государства - осуществления многообразия мнений, отстаивания позиций общества в качестве "четвертой власти", фактически деградируя свою институализацию (см. приложение в качестве примера). В таких условиях хорошо известна и проблема существования информационного вакуума, т.е. крайней недостаточности качественной и необходимой государству и обществу информации на фоне парадоксального ее обилия.

Именно поэтому в условиях последовательного выстраивания вертикали власти необходима четко сформулированная и методично выполняемая государственная информационная политика. Такое положение дел требует как минимум срочной разработки сбалансированной Программы общенациональной политики информационного развития в Российской Федерации в условиях вхождения в информационное общество. А для этого, в свою очередь, необходим конкретный рабочий орган (совет, рабочая группа и т.п.).

Хотя известно, что в определенных структурах Администрации Президента Российской Федерации и Государственной Думы такая работа частично проводится. Однако подготовка подобного рода широкомасштабных и всесторонне обоснованных проектов лишь государственными служащими-практиками и политиками не под силу. Здесь необходим комплексный подход к решению проблемы с учетом изучения отечественного и зарубежного опыта, анализа научно-обоснованных, методологических подходов и в итоге подготовки эффективных управленческих решений.

Поэтому данную работу было бы целесообразно проводить представителями власти совместно с группой специалистов в ряде областей: журналистики, юриспруденции, экономики, политологии, социологии, связей с общественностью, информационных технологий и других. Причем такой контакт представляется возможным в режиме гармонизированного, конструктивного диалога и взаимодействия. Обращение к позитивному опыту, к анализу проведенных исследований позволит сконструировать предложения по формированию принципов и методов государственной информационной политики, направленной на ее совершенствование.

В выработке подобной, отвечающей современным требованиям, концепции формирования государственной информационной политики сегодня заинтересована вся общественность страны, так как в итоге сбалансированная политика в сфере информации максимально отразиться на нашей действительности. И есть уже конкретные позитивные шаги.
Этой проблеме непосредственно посвящена пока единственная в стране монография профессоров А. Киселева и С. Коновченко "Информационная политика в России" (М.: РАГС, 2004 - 528 с., илл.), вышедшая в издательстве Российской академии государственной службы при Президенте РФ, особенность которой заключается в глубокой научной проработанности и масштабности охвата историко-теоретического исследования проблемы формирования государственной информационной политики в России от зарождения древнерусского государства до современности. Доказательная база, по оценкам экспертов ВАК, "одного из самых цитируемых на сегодняшний день изданий по рассматриваемой проблеме исследования", выстраивается на примерах российской истории и истории российской печати с критическим переосмыслением устаревших принятых и утвердившихся подходов, а также на анализе современной практики взаимоотношений власти и СМИ с прогнозированием возможных вариантов формирования информационной политики.

По инициативе авторов данной книги при активной поддержке стратегических партнеров проекта: кафедры информационной политики РАГС при Президенте РФ (В.Д. Попов), кафедры связей с общественностью АТиСО (О.Ю. Рыбка), Союза журналистов России (В.Л. Богданов), Международного сообщества писательских союзов (С.В. Михалков) и других 23 марта 2005 г. в Центральном Доме журналиста прошло первое объединенное заседание Круглого стола на тему "Современная информационная политика в России: проблемы и перспективы", носившее ознакомительный и организационно-рекомендательный характер.

В нем приняли участие более 40 ведущих специалистов страны в этой области, среди которых: директор Департамента государственной политики Министерства массовых коммуникаций, культуры и образования Ю.И. Бундин, советник Управления Президента РФ по внутренней политике А.М. Тарасов, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Я.Н. Засурский, зав. кафедрой информационной политики РАГС при Президенте РФ профессор В.Д. Попов, директор издательства "Русская книга", профессор М.Ф. Ненашев, Генеральный секретарь Союза журналистов России И.А. Яковенко, секретарь Правления Союза писателей России, академик МПА С.Н. Лебедев, заместитель Президента Фонда развития информационной политики А.М. Вяткин и многие другие представители общественности.

Обсуждались вопросы состояния и прогнозов рассматриваемой актуальнейшей проблемы, в частности формирования Программы общенациональной политики информационного развития в РФ и принципов создания Общественного совета по формированию Программы информационного развития в РФ в условиях подготовки России к вхождению в информационное общество. Проведенное заседание Круглого стола вызвало широкий резонанс общественности. В частности этой важнейшей проблеме посвящены публикации в журналах "Государственная служба" (N2, 2005 г.), "Президентский контроль" (N2, 2005 г.), instcomm@mail.magelan.ru , (www.ksdi.ru), региональные экспетизы N 5,7,9 Фонда развития информационной политики (на сайтах: frip@frip.ru www.frip и др.

В результате совместной работы государственных служащих, ученых и практиков сформирована координационная рабочая группа, выработаны предложения по совершенствованию информационной политики в Российской Федерации. Подготовлена стенограмма заседания Круглого стола от 25.03.05 г., предложения по перечню кандидатов Общественного совета (рабочей группы), а также другие необходимые материалы.

Таким образом, состояние информационной среды России сегодня определяет уровень и возможности ее социально-экономического развития, обеспеченность обороноспособности и суверенитета страны, эффективность работы государственного аппарата, взаимоотношения государственной власти и общества.

Одной из важнейших составляющих формирования условий, способных привести к дальнейшему развитию информационной среды, является четко выстроенная, сбалансированная информационная политика российского государства.

В целях теоретико-методологической, а также экспертной основы при разработке проектов соответствующих документов считаем целесообразным создание "Общественного Совета Российской Федерации (Рабочей группы) по разработке общенациональной политики информационного развития", в состав которого могли бы войти компетентные специалисты по данной проблеме из сферы журналистики, политологии и права, социологии, информационных технологий, психологии, этнополитики, коммуникативистики, способные синтезировать и агрегировать накопленные знания и опыт, выявить проблемы и сформулировать конкретные пути совершенствования информационного развития на современном этапе.
Рекомендуемый Совет подтверждает способность и готовность к плодотворному сотрудничеству в непосредственном контакте с Управлением внутренней политики Президента Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В связи с этим выработаны предложения о возможности создания "Общественного Совета Российской Федерации (Рабочей группы) по разработке общенациональной политики информационного развития", как научного, теоретико-методологического координационного центра и определения его места, роли, структуры и функций на благо укрепления Великой России и создания позитивного имиджа Президента Российской Федерации, которые направлены пресс-секретарю Президента Российской Федерации А.А. Громову.

* Особенности современной региональной информационной политики

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТНАЯ ЭЛИТА
В УСЛОВИЯХ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ
(социологический анализ)

Нынешнее состояние информационной политики тесно связано с непрекращающимися изменениями в общественном развитии России. Особенно ярко это отмечается на уровне субъектов Федерации, где конструкции и механизмы власти так и не обрели адекватного соответствия изменившимся условиям и характеру экономических, социальных, политических и духовно-нравственных отношений в обществе. Поэтому прежде всего остро встает вопрос об эффективной системе государственных органов власти в целом. Проблема регионов, став центральной проблемой политического реформирования России, требует срочного и комплексного решения. Роль региональной властной элиты при этом определяется как общей конфигурацией власти в стране, так и особенностями развития каждого отдельного региона. Очевидно одно - без демократизации региональной властной элиты, активизации и целенаправленности ее деятельности невозможно продвижение по пути демократии, по пути строительства правового государства, по пути формирования информационного общества ни каждого отдельного региона, ни страны в целом. В 90-х гг. децентрализация власти достигла в России критического состояния, представляя собой угрозу для сохранения единства страны. В этой связи понятна необходимость начала реформирования именно с регионов, именно там находится ключ либо к единству, либо к разрушению страны.

Каким же образом в этих условиях формируется информационная политика? В этом процессе, с одной стороны, региональная информационная политика затрагивает не только социальных менеджеров. По своей коммуникативной природе она оказывает мощное воздействие на широкие слои населения. Посредством СМИ, как связующее звено, она оказывается в едином интегрированном информационном пространстве. Поэтому, прежде всего, она имеет социальную направленность. С другой стороны, сегодня, в период выстраивания новой политической конфигурации, региональная информационная политика попадает в сильную зависимость от региональной властной элиты.

В итоге все сводится к тому: кто стоит у руля государственного регионального управления и как он управляет, и отсюда - какова эффективность информации? Поэтому Президент России, основываясь на демократические позиции, сегодня проводит анализ и дает оценку деятельности губернаторам. Пора и задуматься над тем - чего же достигли региональные лидеры за свои 3-4 срока полномочий? В частности, как в регионах реализуется информационная политика?

Рассмотрение этой проблемы предлагаю построить на примере социально-политической обстановки одного из типичных регионов. Весьма наглядной в этом отношении является Республика Мордовия с чуть более 926 тыс. населения , большая часть из которого теперь проживает в столичном Саранске. Не 4 года, а более 10 лет руководит республикой Н.И. Меркушкин, в прошлом руководитель мордовского фонда имущества, а ныне академик академии информатизации без ученой степени и ученого звания, а также "Человек года" (2001), (по представлению русского биографического общества в номинации "лучшие губернаторы и главы республик России"), членом экспертного совета которого сам и является. Николай Иванович, не терпящий критики в свой адрес (все критикующие его являются врагами мордовского народа) считает, что народ живет благополучно и в республике с крайне низким уровнем жизни и напряженной политической обстановкой , но, по его мнению, - почти передовой - стабильная экономическая и политическая обстановка, о чем настойчиво добивается информирования лично Президента Российской Федерации, щедро рекламируя "особые успехи" по развитию региона в органах государственной статистики, среди соседних республик и особенно в средствах массовой информации. Несмотря на полную зависимость от трансфертов и бесконтрольное их расходование, республику считает одним из самых динамично развивающихся субъектов Федерации и полигоном для реформ. Все свои действия "отец мордовского народа" объясняет "интересами народа" и каждый год в течении трех сроков правления объявляет определяющим. Именно таким образом Меркушкин добивается создания имиджа "политика-тяжеловеса".
Однако реальная действительность, которая вырисовывается благодаря применению научно-обоснованных принципов оптимизации государственного управления, изучению результатов социологических исследований, официальных и других источников информации, настроений и взглядов электората, анализа местных СМИ и существующей действительности развеивает искусно маскируемый миф о "бумажном благополучии" в Мордовии, выстраиваемый ради самосохранения у власти региональной властной элиты. Реальная действительность позволила определить и уровень региональной властной элиты, и уровень региональной информационной политики, разделившейся в постперестроечной Мордовии на два этапа: открытый (до 2000 г.) и закрытый (после 2000 г.).

В.В. Путин в своем Послании 2004 г. Федеральному Собранию России при анализе бюджетной обстановки в регионах подчеркнул: "Любая власть прежде всего означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту, когда финансовая сторона деятельности политических объединений по-прежнему скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор... Основной принцип бюджетной реформы - переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами... И только на этой основе подводить итоги, делать выводы и корректировать политику по отдельным направлениям".

Однако в данном материале нет необходимости вдаваться в подробности бюджета Мордовии, а приведем лишь некоторые результаты: к чему же пришла республика за последнее десятилетие реально?

Итак, некогда четырежды орденоносная густонаселенная дружелюбная Мордовия с неплохо развитым сельским хозяйством и промышленностью превратилась в отсталый, полностью зависящий от федеральных дотаций регион с вымирающим и мигрирующим населением, разрушенным сельским хозяйством и угасающей промышленностью, и с несвойственными ей дикими нравами.

С 1992 г. в Мордовии проявился феномен, называемый "демографическим крестом". Подчеркиваю, что в мирное время здесь наблюдается естественная убыль населения, когда показатели смертности превышают показатели рождаемости. Причем Мордовия опережает Россию по темпам роста этого показателя. За небольшой период времени с карты только этой небольшой республики исчезло около 100 населенных пунктов Село сегодня держится практически на самовыживании, поскольку колхозы разграблены и разорены (типичный пример - телевизионный проект НТВ "Старухи" от 6 марта 2005 г.). Оставшись без работы, денег и каких-либо надежд на будущее бывшие колхозники отключают в домах газовое отопление и вырубают лес на дрова, а также целыми селеньями увлекаются самогоноварением и буквально спиваются, подобно отдаленным "полуавтономным" уголкам Якутии.

И если раньше сельчане находили выход в трудоустройстве на промышленных предприятиях столицы республики, то сегодня в Саранске работать негде. Экономика Мордовии держится практически на считанных предприятиях, основу которых составляют здесь составляют самые актуальные: "Мордовспирт", "Пивоваренная компания" и птицефабрика. А основная ее составляющая - приписки, являющиеся, по мнению "Известий Мордовии" (14.06.2000), "вопросом жизнеспособности экономики республики". Причем цифры в отчетной документации находятся в противоречии: в госаппарате Мордовии - одни, в отраслевых ведомствах - другие, в СМИ - третьи, в Госкомстате России - четвертые, в Федеральной инспекции труда - пятые, в Администрации Президента РФ - шестые и т.д. Еще недавно Саранское объединение "Светотехника" было известно всему миру, а сегодня оно почти полностью перекуплено дельцами, на предприятии низкая оплата труда и имеют место постоянные задолженности по зарплате. Если в советский период вырастали целые микрорайоны для трудящихся, то сегодня город украшают лишь немногочисленные элитные дорогостоящие постройки, которые не по карману подавляющему большинству, а ипотека распространяется лишь на элиту, "своих" и состоятельную братву.

И если раньше значительную часть мигрирующих в Саранск из разных уголков страны составляли рабочие и служащие, стремившиеся закрепиться в нем и реально получавшие жилье, то сегодня люди не просто уезжают из "столицы света и стабильности", а убегают, называя свою родину "гиблым местом". Особенно в бедственном положении находятся многочисленные выпускники вузов Саранска, для которых республика оказалась не способной создавать условия для развития мелкого и среднего предпринимательства. А массовый отток жителей - это сигнал тревоги, это индикатор реальной действительности, т.е. низкого уровня жизни, а значит неблагополучия.

Так, по информации местных СМИ в Мордовии за чертой бедности проживает от 60 до 80% населения, а по анализу журнала "Профиль" - каждый второй житель, т.е. среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, несмотря на постоянно поступающие из федерального Центра трансферты. На этом фоне парадоксальным является тот факт, что за последние годы идет практически лакировка города: асфальтируются дороги, строятся дорогостоящие стадионы, банки. Однако никто не против того, чтобы Мордовия была процветающей и в ней жили богатые люди, но нужно ли это бедноте, составляющей здесь значительную часть населения?

В рамках укрепления "местной вертикали власти", проводятся усиленные попытки влияния на органы местного самоуправления с целью превращения их в подконтрольный региональный орган, что дает право Главе республики снимать с должности глав сельсоветов, что означает полную зависимость от него, на что и делается расчет на период выборов. Однако эта инициатива противоречит принципу децентрализации власти и требует приведения в соответствие с другими механизмами демократизации власти и региональной властной элиты, что и является одной из задач нового закона о местном самоуправлении.

Трудно поверить, чтобы живущий в таких условиях народ три раза подряд единодушно избирал одного и того же главу. Поэтому выборы здесь - привычное явление, которое, по мнению мордовской прессы, "как всегда перешагивает через все законы и волеизъявления избирателей". "Во власть любой ценой!" - главный лозунг. "Зачем выборы, когда победители известны?" ("МК в Саранске", 03.01.2000), "Господин Меркушкин сам признал, что итоги выборов определяются в его кабинете" ("Наша правда", 18.01.2000) - таковы заголовки СМИ. Люди уже устали от постоянных обещаний об улучшении уровня жизни и того, что все делается, якобы, в интересах народа. А на местах остаются все и всё, лишь частично изменив внешний вид. Что и говорить, если проигнорирован протест бывшего прокурора республики на несоответствие ряда местных законов федеральному законодательству по 15 пунктам! Самым шокирующим из них стал протест на Конституцию Мордовии. В этом одна из важнейших особенностей государственного управления в Мордовии.

Одним из основополагающих факторов современной действительности в Мордовии является и то, что кадровая политика осуществляется по семейно-клановому принципу. С одной стороны, может, и нет здесь ничего особенного - были же в советском периоде семейно-бригадные подряды... Но, с другой стороны, особенность их в том. Что от нынешнего семейно-кланового подряда результатов благополучия не ощущают жители Мордовии. Они только удивляются: подобного кадрового беспредела в истории республики еще не было! Самые близкие родственники лидера Мордовии сосредоточили и полностью контролируют в одних руках стратегически важные экономические рычаги. Например, Меркушкин Николай Иванович - глава клана, Глава республики Мордовия; Меркушкин Иван Иванович - генеральный директор ОАО "Мордовнефтепродукты", главный нефтяной магнат клана; Меркушкин Семен Иванович - полковник МВД Республики Мордовия; Меркушкин Александр Иванович - генеральный директор АО "Саранскстройзаказчик", сосредоточивший в своих руках практически всю строительную индустрию республики, главный строительный магнат клана; Меркушкины Александр Николаевич и Алексей Николаевич - сыновья-бизнесмены, курирующие агропромышленный комплекс и молодежную сферу; Крутов Николай Иванович - Руководитель Администрации Главы РМ; Руженков Владимир Викторович - Руководитель Аппарата Правительства РМ - министр, "куратор фонда "Созидание"; Баулин Николай Иванович - теневой посредник и "финансист" клана и многие другие

Региональная элита сформировала и запустила в действие механизм "отстрела" своих реальных и потенциальных конкурентов, основным достоинством которых были не клановые связи, а высокий профессионализм, гражданственность и самое дефицитное сейчас - совесть. Кадровая политика в Мордовии перед очередными выборами на четвертый срок значительно больше, чем было ранее, укладывается в рамки двух основополагающих принципов: 1) лояльности, преданности и откровенного заискивания аппарата перед первым лицом; 2) недопущения в аппарат людей самостоятельных и компетентных. Причем эти принципы приобрели уже всеобъемлющий характер и стали откровенно угрозой самой элите. Теперь, преуспевающий в саморекламе и "сверхуспехах" Н.И. Меркушкин, готовится к четвертому сроку правления. "Но людей бумажными успехами не накормишь" - пишет "МК в Саранске" и электорат, глядя по телевидению на восторженный доклад Н.И. Меркушкина Президенту России об очередных успехах, многократно задумывается: чему же Глава Мордовии так радуется? Почему же, несмотря на поступления значительных финансовых ресурсов в республике остаются долги, хронические неплатежи населению, низкие пенсии, стабильный отток из республики богатства недр, вывоз капитала, (причем открыто, нагло), безработица, нищета, рост преступности, наркомании, вымирание населения? Почему же нередко приезжающие из Москвы федеральные контролеры не замечают нарушений? Почему Президент России до сих пор опирается на таких как Меркушкин? Изменится ли вообще экономическая ситуация в Мордовии? Улучшится ли жизнь людей?

Итак, в чем же истоки проблемы? - Проблема кроется в экономической обстановке в Мордовии, сложившейся в результате семейно-кланового управления в несколько сроков и политике замаскированного обмана, проводимого им, в итоге приведшей регион к упадку при тамошней политике худших проявлений застоя. Экс-спикер мордовского парламента Н.В. Бирюков так охарактеризовал обстановку в газете "Столица", ставшую пророческой: "В республике с ног на голову поставлены подлинно демократические принципы ее развития, государственность, право и законность, осмеяны и растоптаны совесть народная, его вера в справедливость... Произошла узурпация власти в руках одного человека... Вся цель нынешнего руководства - сохранение себя у власти...>>

Именно такого характера сообщения в местных СМИ и определяли насыщенность информационного поля республики в период до 2000 г., называемый открытым. Что же произошло позже? Второй этап - закрытый, связан с тем, что подобного рода сообщения СМИ и другая информации носили в основном местный характер. Но в конце 2000 г. в печати появились научные материалы, но не в Саранске, а в центральной прессе, отражающие реальную действительность, чего мордовский правитель никак не ожидал и от чего пришел в ужас, учинив переворот в местной информационной структуре. Ведь до сих пор на протяжении более 10 лет (!) не проведено ни одного социологического исследования о состоянии государственного управления Мордовии, несмотря на функционирующий там НИИ регионологии. В интервью "МК" Президент Фонда защиты гласности А. Симонов подметил, что "научный анализ - худший вид критики для местных генералов". Итак, начиная с 2001 г. все оппозиционные газеты были либо упразднены, либо переподчинены новой информационной политике, позволяющей "освещать только позитив!" "Саранская народная газета" была закрыта в первый же день ее выхода (20.04.2000). В прошлом году вышла в свет энциклопедия "Мордовия: кто есть кто" под редакцией известного государственного деятеля республики и ученого П.Д. Грузнова. Но поскольку в ней был недостаточно представлен клан меркушкиных, весь тираж по указанию самого Меркушкина был уничтожен. А для редактора оппозиционной газеты "МК в Саранске" А. Еремкина даже нашлись основания для отбывания срока наказания в тюрьме. Поэтому за последние годы в мордовских СМИ не сыскать материалов о реальном состоянии государственного регионального управления, сельского хозяйства, промышленности. Все усилия брошены на пропаганду спорта, развлечений, личной жизни известных людей, рекламы и т.п., т.е. информацию, не представляющую интерес для большинства жителей региона.
Этот краткий анализ является доказательной базой главной особенности информационной политики в Мордовии закрытого этапа, исходящей из недопущения критики в адрес губернатора, его клана и предвыборных прихотей - парадоксальное отсутствие реальной информации на фоне ее противоречивого массового наличия. Если тот же А. Симонов в 2000 г. определял Мордовии 75 место по уровню свободы слова, то сегодня здесь вообще нет оппозиционных газет, нет и этой свободы! Правда мордовской власти не нужна. В администрации главы республики хорошо понимают, что удержаться у теперешней ее власти без обмана просто невозможно. О Меркушкине они говорят только хорошее. Для тотальной обработки населения необходимо держать в руках СМИ. Малейшая критика в адрес "семьи" теперь грозит увольнением. Известно, что местные реализаторы сегодняшней информационной политики ведут активную работу по "договорам" с авторитетными российскими СМИ, включая телевидение и радио, с целью создания положительного имиджа Главы Республики Мордовия. Уводя читателя от насущных проблем, лояльные к Меркушкину газеты навязывают теперь жителям мнение о чуть ли не панибратских отношениях В. Меркушкина и с В. Путиным. Вместо недавно публиковавшихся на первых полосах газет снимков отчаявшихся пенсионерок с копейками в руках или с рваными мешками с картошкой - теперь на первый план выносятся фотографии главы республики рядом с самим Президентом Российской Федерации. И это раздражает читательскую аудиторию в Мордовии: вокруг сплошной обман и воровство, а государство почему-то должно опираться на фиктивные мордовские "успехи"? Отсюда падает престижность работы региональных журналистов, степень доверия к ним, а также - авторитет промеркушкинских газет. Реализация новой информационной политики этим не ограничивается. В таких условиях она отличается постоянным поиском так называемых новых врагов мордовского народа, мешающих процветать клану меркушкиных. Вместе с тем местные газеты и особенно телевидение делают все большую ставку на демонстрацию протокола повседневной жизни и деятельности Меркушкина и его родственников, а также все принятым в его команду по принципу личной преданности. Практически около 90% материалов посвящается "семье", поэтому неслучайно Мордовское телевидение называют сегодня "бенефис "семьи" плюс убийства, да сводка погоды". Все это микшируется национальной ширмой в виде музыкальных и литературных программ.

Ни в одной Волго-Вятской республике нет такого высокого уровня подавляемости свободы слова. Ярким свидетельством явился тот факт, что, например, в период всероссийской забастовки против монетизации льгот Мордовия оказалась лидером полного согласия с российским правительством из-за великого стремления угодничества и безудержного желания "положительного засвечивания" на российской политической арене лично господина Меркушкина. И действительно это подтвердила по всей стране даже программа "Время", продемонстрировав этот единственный на тот момент для России случай. Однако на митинг, проходивший на центральной площади г. Саранска допускались только люди, прошедшие предварительную проверку паспортов и соответствующую обработку местных правоохранительных органов. Но настолько сильно и важно для Меркушкина было это стремление, что даже "по паспортам" прошли лишь немногие, да и основная часть участников состояла из "людей в штатском".

По большому счету основным достоинством региональной прессы является то, что здешние журналисты лучше знают о происходящих на местах событиях, они сами находятся в их гуще, потому должны "копать глубже", чем журналисты цен тральных СМИ. Однако в условиях жесткого табу расследовательская журналистика практически здесь "затухла". Отдельные редакторы вынуждены были предать государственные интересы, поступившись своим государственным мышлением и принципами в силу того, что в Саранске работать негде. Государственные мордовские СМИ нельзя сейчас назвать таковыми, поскольку они не обеспечивают свободы слова. Они являются теперь выражением волеизъявлений семьи меркушкиных, а не редакторов газет "удобных" власти журналистов. А принцип "удобности" и есть трагедия для СМИ, для читателей, зрителей, слушателей, для республики - для России. Мордовские СМИ сегодня представляют собой гигантский информационно-пропагандистский конгломерат, куда вынужденно входят в том числе районные СМИ и в котором все редакторы подчиняются министру, а министр верно служит лично Н. Меркушкину и его "семье". В итоге, информационный конгломерат готов выполнить любой заказ. Некогда самые ярые оппозиционные газеты ("Вечерний Саранск", "Столица С", "Время" и другие) теперь пишут только по указке. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что отмеченные важнейшие составляющие проводимой информационной политики в Мордовии чреваты распространением подобного "опыта на другие субъекты Федерации.

Следовательно на региональном уровне, в Мордовии в частности, информационная политика основывается на прямой зависимости от региональной властной элиты. Для научного обоснования этих доводов потребуются по крайней мере несколько теоретических основополагающих принципов. В создавшихся современных условиях модель социально-политической деятельности должна строиться на основе, прежде всего, принципов, позволяющих более эффективно решать существующие проблемы, среди которых принципы: экономической эффективности и социальной справедливости, единства социальной защиты и самозащиты, помощи и самопомощи, принцип субсидиарности, необходимости поиска новых социальных приоритетов и ориентиров, утверждения их в жизни российского общества и другие.

Отсюда следуют выводы о том, что мордовское общество далеко от претворения этих принципов в реальную жизнь. Современное реальное состояние мордовской экономики и тем более ее эффективность далеки от возможности удовлетворения элементарных потребностей жителей республики. Реализация самозащитных механизмов идет крайне медленно. Господство патерналистской социальной и политической культуры столь велико, что практически вся политическая, экономическая и социальная составляющие деятельности органов власти сводятся к "добыче" финансовых ресурсов за пределами республики. Те экономические и социальные проблемы, которые могут быть решены на региональном и местном организационных уровнях, постоянно передаются в ведение более высокой организации. В итоге в республике нет четкого механизма ответственности, ответственность не рассматривается как "фактор эффективной администрации организации, имманентное качество политическо7го вождя и чиновника", либо как "естественная и нравственная обязательность". Здесь пока не созрели условия для поиска новых социальных приоритетов и ориентиров, утверждения их в жизни, а государственное управление так и не стало социальным институтом и приобрело девиантный характер.

Итак, исходя из типичного примера, региональная власть и региональная властная элита сегодня оказались под воздействием двух процессов: укрепления позиций центральной власти, с одной стороны, и расширения полномочий органов местного самоуправления - с другой. Однако положительной стороной этой проблемы является то, что поле властвования региональной властной элиты начинает сужаться. 2000-2004 гг. явились наглядным подтверждением необходимости укрепления вертикали власти по упорядочению властных отношений. Но в то же время следует иметь ввиду, что в многонациональной и поликонфессиональной России, в которой сложились большие различия в интересах между отдельными регионами, где отсутствует общая, понятная всем и принимаемая всеми система ценностей, еще долго будут сильны дезинтеграционные тенденции. Как показывает опыт, основные рычаги структурирования социальных отношений в регионах по-прежнему остаются у региональной власти. У нее же оказался сконцентрированным большой реформационный потенциал, поступательное движение которому придал, в том числе, и процесс регионализации.

В рассмотренном примере неудовлетворенность мордовским правителем большей частью трудового населения, как показывает проведенный социологический анализ, состоит в том, что это население в очередной раз "прижали к стенке и обобрали": деятельность всего коррупционного механизма в основном подпитывается сегодня крупным бизнесом. Олигархи выбрали модель нарочитого пренебрежения к интересам страны и общества, модель доказательства того, что вся история России не стоит ломаного гроша, и страна и ее народ не имеют права на существование, потому что они просто - недоразумение историческое.

Таким образом, анализ региональной информационной политики, полностью зависящей от государственного регионального управления и окружающей действительности в Республике Мордовия в условиях вертикали власти на основании изучения и исследования научных, официальных документальных и других источников и литературы, электорального настроения и взглядов, а также существующей действительности позволил выявить ее реальное состояние на уровне типичного субъекта Российской Федерации, реальность происходящих процессов и определить насущную потребность укрепления вертикали власти, ответственности и государственного контроля. Анализ наиболее авторитетных центральных и местных средств массовой информации, являясь иллюстрацией происходящего, позволил стать подтверждением предложенных выводов и заключений.

Современные региональные СМИ, подпадающие под зависимость местной власти потому и оказываются неспособными выполнять свои функции, необходимые для формирования правового государства - осуществление многообразия мнений, отстаивание интересов общества в качестве "четвертой власти". В этом отношении подробный разбор особенностей формирования информационной политики в Республике Мордовия весьма показателен. В существующих условиях государственным и общественным организациям чрезвычайно трудно решать проблему эффективности информации, способствовать наведению порядка. Именно поэтому необходима четко сформулированная и методично выполняемая государственная информационная политика. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема создания "Общественного Совета Российской Федерации (Рабочей группы) по разработке общенациональной политики информационного развития", как научного, теоретико-методологического координационного центра и определения его места, роли, структуры и функций на благо укрепления Великой России и создания позитивного имиджа Президента Российской Федерации.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован