14 марта 2008
3692

Связи с общественностью как регулятор масс-медийного процесса

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕНОСТЬЮ КАК РЕГУЛЯТОР МАСС-МЕДИЙНОГО ПРОЦЕССА. (Журналистский аспект). А.Киселев. /ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, 2008, N4, - С. 8-12.

(Журналистский аспект)

Известно, что на сегодняшний день в мире существует большое количество литературы по проблемам связей с общественностью. Известно и то, что уже имеется около 1000 трактовок понятия этого термина. Однако анализ роли и места связей с общественностью у нас в России остается проблемой достаточно сложной, до конца не изученной и неоднозначно разрешаемой по целому ряду причин, одной из которых является определение четкой дефиниции и адаптации ее в местных условиях.

Термин "связи с общественностью", а еще больше "паблик рилейшнз" ("РR"), хотя и сравнительно недавно, так или иначе, но уже прочно вошел в наш обиходный словарный запас. В связи с некоторыми негативными окрасками названия - "черный РR", "серый РR" и т.д. российские ученые разграничивают понятие "связи с общественностью" и собственно "РR", отделяя "нехороший" оттенок. Я же употребляю "РR" только в значении англоязычного синонимичного аналога понятия "связи с общественностью", придавая ему местный характер.

Актуальность "РR" связана с появлением в российском обществе нового типа отношений, вызванных к жизни процессами демократизации политической системы и формированием в экономике России рыночных структур и отношений.

Свободная рыночная экономика потому и называется таковой, что представляет широкие полномочия экономическим субъектам. В поисках рынков сбыта, налаживании деловых контактов с различными фирмами и организациями экономический субъект вступает в разнообразные отношения с потребителями своей продукции, другими организациями и учреждениями, включая правительственные. В такого рода условиях успех или поражение фирмы на рынке оказывается зачастую больше зависимым не столько от качества ее товаров и услуг, сколько от того, какова ее репутация в деловых и правительственных кругах, в общественном мнении. В свою очередь столь высокая значимость внешних связей (впрочем, как и внутренних) ее репутация в общественном мнении и порождает потребность в соответствующего рода специалистах, а затем и в научном знании, осмыслении практики и опыта. Уже из этого видны очертания того, что РR определяется как наука и одна из функций управления, составная часть системы управления организацией, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью.

Более того РR - универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъектов общественных отношений с гражданами, организациями, партиями, органами власти и т.д.

В понимании сущности РR лежит несколько фундаментальных принципов. Первым из них должен быть назван принцип демократии. Другой принцип, вытекающий из первого - принцип альтернативизма. Принцип гражданского консенсуса, согласия. И еще - принцип технологичности и другие.

Согласно существующей зарубежной научной литературе, термин "паблик рилейшнз" появился в США, а его автором стал третий президент Томас Джефферсон (1807 г.), который применял РR преимущественно в политической деятельности. Вместе с тем, по мнению многих исследователей, время, с которого ведется отсчет РR как самостоятельного направления - начало ХХ века (Первая мировая война, деятельность Комитета по общественному информированию США (Стюарт Ивен).

Практически все российские авторы работ по связям с общественностью также признают родиной РR США, отмечая при этом, что многие элементы современной методологии дисциплины основаны на практике управления обществом с самого начала его появления, т.е. на заре человеческой цивилизации (вплоть от зарождения коммуникации). В России РR резко актуализировался с падением железного занавеса и становлением рыночной экономики, в частности с начавшимся ускоренным процессом глобализации бизнеса. И сегодня в России уже трудно представить деятельность уважающего себя предприятия, организации, учреждения без службы РR и ее специалистов, которых в частности выпускает в том числе кафедра связей с общественностью АТиСО.

В подходах определения сущности связей с общественностью важен методический контекст проблемы: какие же науки считаются базисными? Попробуем методом очерчивания их логически выявить.
Ф и л о с о ф и я - как одна из форм мировоззрения и как таковая имеет тот же предмет и в основном тот же круг проблем, что и другие формы мировоззрения, но отличается от них средствами решения этих проблем. Ее основные направления:
О б щ е с т в о в е д е н и е - совокупность наук об обществе, излагающая основы общественно-политических наук.
С о ц и а л ь н ы й м е н е д ж м е н т, как одна из классических основ РR - науки об управлении, а точнее о его регулировании.
С о ц и о л о г и я - наука о закономерностях развития и функционирования общества.
П с и х о л о г и я - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Э т и к а - философская дисциплина, изучающая нравственность и мораль.
А н т р о п о л о г и я - наука о происхождении и эволюции человека.
К о м м у н и к а т и в и с т и к а - сфера обществоведения и теоретическая база журналистики, которая в свою очередь является сферой обществознания.
Ж у р н а л и с т и к а - литературно-публицистическая деятельностьпрививающая основополагающие творческие навыки.

Другие философские науки. И конечно же - э к о н о м и к а - наука, изучающая какую-либо отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Могут быть в этом ряду и другие смежные и дочерние науки, но обоснованность понятий вышеперечисленных наук совершенно очевидна и базисна для РR, зиждящейся в первую очередь на определенном мировоззрении, управлении, морали, нравственности, творчестве, коммуникациях и т.д. Исходя из этих основ, в настоящее время на кафедре связей с общественностью АТиСО имеют место дисциплины: философия, право, основы социального государства, основы теории коммуникаций, теория и практика массовой информации, стилистика и редактирование, статистика, логика и основы аргументации, иностранные языки и другие.

Отсюда РR - практическая наука, она имеет ярко выраженные целевые установки. Это - открытая наука, в которой могут раствориться, обогатив ее, другие науки. Поэтому можно предположить следующее определение РR как междисциплинарного комплекса общественных наук: 1) в основе которого лежат коммуникативистика, журналистика, знания о взаимоотношениях человека и общества в глобальном информационном пространстве; 2) используются интуитивный подход и логическое мышление на базе систематизации и обобщения информации, аналитических исследований, умозаключений и прогнозов в различных сферах жизни общества, производства, экономики и экологии, моделирования методов влияния коммуникации на поведение масс и индивидуумов.

Однако все же важнейшими философскими дисциплинами в системе наук РR, профилирующими на кафедре связей с общественностью АТиСО, являются "основы теории коммуникации" и "теория и практика массовой информации", так как процесс формирования общественного сознания в общественном развитии складывается из простой формулы: "информация - коммуникация - масс-медийный процесс - РR". В этой схеме заложено смысловое ядро практического РR, как центрального коммуникативного и творческого механизма в системе управленческо-регулирующих технологий. Именно посредством СМИ и СМК РR продуцирует и осуществляет политику, которая являет собой целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласование и удовлетворение интересов всего общества и каждого отдельно взятого индивида на основании общения. Т.е., таким образом, под РR подразумевается специализированная, профессионально организованная управленческая деятельность особого рода по созданию взаимопонимания между заинтересованными сторонами, которыми, с одной стороны, являются лицо или организация, а с другой - некоторая аудитория, человеческая масса, общественность.

Следовательно, история развития цивилизации показывает, что формирование языка способствует развитию человеческого мышления. Появление языка "письменного", при помощи которого возможно увидеть свою мысль и еще глубже ее оценить, а также идентифицировать свою национальную принадлежность ведет к росту самосознания. Повышение роста самосознания дает толчок к повышению потребности в новых знаниях.

Эта потребность стимулирует, в свою очередь, развитие коммуникации - так появляются печатный станок и начинается широкое производство бумаги. И если за этим следует распространение знания на основах уважения свободы слова и печати, знания для широких масс, - это ведет к дальнейшему росту самосознания, а следовательно - совершенствованию всех сторон и деятельности человека, в том числе экономической, политической и социальной. И - появлению новых требований к государству, к власти.

Человечество на протяжении всей своей истории предпринимает попытки анализа процессов прогрессирования общества и с совершенствованием уровня знаний от посылов юридических и экономических оно постепенно переходит к посылам, лежащим в области социально-политической и коммуникативной. Сегодняшние теории управления, демократических государственных систем просто невозможны без учета влияния на процессы общественного развития масс-медиа и базирующегося на их основе современного мощного координатора - паблик рилейшнз - специфического социального института, претендующего сегодня на роль "пятой власти".

Таким образом, связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. И если в этом процессе РR является центральным механизмом, то специалисты РR, подготавливаемые нами на кафедре связей с общественностью АТиСО, должны стать его уникальным инструментом.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован