06 марта 2006
7849

Теория и практика массовой информации. Мини-словарь основных понятий

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социально-экономический факультет
Кафедра связей с общественностью

Утверждено Ученым советом Академии
17 февраля 2006 г.

А.Г. Киселёв

Приложение
к учебно-методическим комплексам

(Для студентов 1-, 2- и 3-го курсов всех форм обучения
по специальности 350400 "Связи с общественностью")

Москва - 2006
Киселев А.Г. Мини-словарь основных понятий по курсу "Теория и практика массовой информации": Приложение к учебно-методическим комплексам. - М.: АТиСО, 2006. - 31 с.

Автор - д-р социол. наук, профессор, академик Международной педагогической академии, академик Академии литературы А.Г. Киселёв.

Ответственный за выпуск - проректор Академии труда и социальных отношений, зав. кафедрой связей с общественностью
д-р ист. наук, профессор О.Ю. Рыбка.

Рецензент - заместитель генерального директора ЗАО "Чумиков PR и консалтинг" д-р социол. наук, профессор М.П. Бочаров.

У А.Г. Киселев
У Академия труда и социальных отношений, 2006

Агитация (от лат. agitatio - приведение в движение) - пропагандистская деятельность с целью побуждения к политиче-ской активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств; является распространенным инструментом политической борьбы.
Аккредитация (от лат. accredo - доверяю) - процедура предоставления журналисту статуса представителя редакции конкретного издания при органе власти или иной организации. Одновременно - разрешение государственного органа, организа-ции, учреждения, общественного объединения на присутствие во время официальных мероприятий заявленных редакциями журналистов при условии соблюдения правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Регулируется ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ "О средствах массовой информации", положениями об аккредитации журналистов муниципального и ведомственного права. Федеральные законодательные нормы имеют приоритетный характер.
Брифинг (англ. briefing) - встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному во-просу или позиция, согласованная сторонами, участвовавшими в переговорах, заседаниях. Это может быть информация о принятых решениях, ходе переговоров или взглядах сторон. Брифинг носит односторонний характер, вопросы со стороны журналистов во время брифинга не задаются, для него характерно заявление "без комментариев".
Власть - центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство осуществления политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Понятие власти включает в себя понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Поэтому понятие власти, как и сама власть, возникает в отношениях между людьми и группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным и коллективным) и волей, способностью к деятельности.
И. Хекхаузен отмечает, что в трактовке понятия власти есть два подхода: негативный, когда власть олицетворяет собой представления о принуждении, угнетении, насилии и несправедливом государстве, и позитивный, когда власть оценивается в рамках законного руководства, авторитета, признанного лидерства, влияния воспитания, примирения интересов, групповой солидарности.
Власть зачастую подразумевает угрозу применения силы или насилия, но, по мнению некоторых ученых, неспособность обеспечивать согласие без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть лишь попытка оказывать влияние через насилие. В связи с этим Толкотт Парсонс считает: власть - это способность мобилизовать ресурсы общества "для достижения целей, признанных всем обществом". Р. Нейштадт утверждает, что президентская власть - преимущественно власть убеждать. Притом, что убеждение - обоюдный процесс, а власть убеждать есть власть достигать соглашения.
Глобализация - процесс возрастания международных потоков товаров и услуг; научно-технических знаний, капитала, информации, характеризующийся открытостью общества и его зависимостью от внешнего мира.
Государственная информационная политика - совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и системы мер, их реализующих. Государственная информационная политика - важная составная часть внешней и внутренней политики государства, охватывающая все сферы жизнедеятельности общества. Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области "военной, внешнеполитической, экономиче-ской, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанес-ти ущерб безопасности Российской Федерации" (согласно закону "О государственной тайне", принятому 21 сентября 1993 г.). На государственных служащих по закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" возлагается обязанность хранить государственную тайну (п. 8 ст. 10).
Гражданское общество - это совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе, отношений, в которых производится самореализация интересов как отдельными гражданами, так и их свободными объединениями, защищенная правовыми нормами от проявлений односторонней регламентированности со стороны государства и его органов. Иначе можно сказать, что гражданское общество - это элемент социума, находящийся вне политической власти и стремящийся оказывать на нее влияние: гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. Оно обеспечивает в значительной степени защищенность частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в структуре гражданского общества формируются мощные защитные ассоциации, такие, как общества защиты прав человека, свободы слова и печати, защиты прав потребителей и т.д.
Достоинство - внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения.
Диффамация - оглашение в средствах массовой информации сведений (действительных или мнимых), порочащих кого-либо.
Деловая репутация - профессиональная, служебная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица.
Достоверная информация - не вызывающая сомнений, подлинная, имеющая ссылку на источник.
Документированная информация, или документ - согласно Федеральному закону "Об информации, информа-тизации и защите информации" (25 января 1995 г.), понятие, означающее информацию, зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, тем самым информацию овеществленную. Овеществление сведений дает возможность обособиться от создателя информации и, с правовой точки зрения - защитить документированную информацию при помощи использования института интеллектуальной собственности и института вещной собственности. Вся производимая в государстве и обществе информация, включаемая в сферу правового регулирования, как правило, подлежит документированию.
Документированная информация подразделяется на несколько видов.
Документированная исходная информация. Является произведением творчества и защищается как интеллектуальная собственность (результат творчества) и как вещная собственность (результат тиражирования). По оформлении авторских и патент-ных прав распространяется в информационной сфере открыто (за исключением информации ограниченного доступа).
Обязательно предъявляемая документированная информация. К данному виду информации относятся обязательные контрольные экземпляры документов, учетная, статистическая, налоговая, регистрационная и иная подобная информация, создаваемая юридическими и физическими лицами и фиксируемая различными отчетными формами. Подобная документированная информация, как правило, относится к категории информации неограниченного доступа и защите не подлежит, на нее не распространяется право интеллектуальной собственности.
Документированная информация о гражданах (персональные данные). Подобная информация создается самими гражданами в процессе повседневной деятельности и осуществления таких прав и свобод, как право на труд, на жилище, на социальное страхование, пенсионное обеспечение, свободу слова и т.д. и выражается в анкетах, заявлениях, декларациях о доходах, банковских записях и т.п. В соответствии с правовыми нормами о защите личной тайны персональные данные относятся к конфиденциальной информации, подлежащей защите от несанкционированного доступа. Однако на нее не распространяется право интеллектуальной собственности.
Официальная документированная информация. Этот вид информации является продуктом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов и общественных объединений и выражается в форме текстов законодательного, административного и судебного характера. Согласно закону "Об авторском праве и смежных правах" (9 июля 1993 г.) официальные документы и их офици-альные переводы не являются предметами авторского права. Данный вид документированной информации в большинстве случаев открыт для пользователя и может распространяться свободно за исключением случаев, когда информация касается отдельных граждан (например, судебные решения) и ее распространение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах. Ее основным источником являются средства массовой информации. На информацию о событиях и фактах не распространяются авторские права (за исключением случаев, когда СМИ публикуют произведения авторов: стихи, повести и т.д.). При производстве и распространении подобного рода информации возникают отношения между государством и средствами массовой информации как юридическими лицами, между разными средствами массовой информации, между СМИ и гражданами или юридическими лицами по поводу права на соз-дание информации, обязанностей по созданию достоверной и полной информации, по поводу ответственности за распространение недостоверной, ложной информации или дезинформации. Данная информация относится к категории открытой информации.
Всю производимую в обществе информацию можно подразделить на открытую информацию, то есть свободно распространяемую, и информацию ограниченного доступа.
К открытой информации относится документированная исходная информация, создаваемая в процессе творчества; обязательно представляемая документированная информация; официальная документированная информация, создаваемая органами трех ветвей власти и общественными организациями; документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах; другая информация неограниченного досту-па.
К информации ограниченного доступа относится документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства); документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки); персональные данные (в порядке защиты личной тайны).
Государственным служащим в процессе профессиональной деятельности приходится работать со всеми видами документированной информации.
Единое информационное пространство - некая динамичная система разнообразных по объему и содержанию информационных полей взаимовлияний и взаимодействий участников процесса, в общем случае представляющая собой совокупность прямых и обратных связей между всеми участниками информационных процессов и взаимодействие информационных потоков разных иерархических уровней. Ярким примером может служить электронная почта Администрации Президента РФ.
"Желтая пресса" - бульварно-массовая печать, насыщенная крикливыми сенсациями, сплетнями, инсинуациями и иллюстрациями, рассчитанными на малообразованных читателей с низменными интересами и вкусами.
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Выступает как цель в информационных процессах и технологиях, особенно в предвыборных кампаниях, в рекламе, при решении рейтинговых задач.
Идеология (от греч. идея и логос - слово, понятие, учение) - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной деятельности; взгляды, интересы, цели, намерения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, общественных движений, искусства, литературы и т.д.
В современной оценке идеология - одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой.
По содержанию и целям идеология может быть прогрессивной, либеральной, революционной, консервативной, реакционной, националистической, шовинистической и т.д. Идеологические течения, борьба между ними являются древнейшим явлением, как и борьба политических группировок, партий и т.п. Возможность образования каких-либо идеологий ничем не ограничена. Каждое политическое событие, течение, изложение экономической, социально-политической жизни общества, появление новых культурных ориентаций может породить новое, временное или устойчивое, идеологическое течение.
Индустриальное общество - одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, так называемых "развитых" обществ, в отличие от "традиционных", "аграрных" (родоплеменных, феодальных и др.). Термин "индустриальное общество" впервые введен в научный оборот в XIX в. Сен-Симоном. Он наполнился новым, более широким и конкретным содержанием в 50-60-е гг. ХХ в., когда теория индустриального общества сформировалась и стала одной из главенствующих на Западе. Эта теория первоначально была сформулирована в двух вариантах: Ароном в его лекциях в Сорбонне в 1956-59 гг. и Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест". Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации "традиционных" аграрных обществ в "индустриальные", сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Именно быстрое развитие техники и является определяющим для социально-экономического развития. Основные компоненты становления индустриального общества: крупное машинное производство (Ростоу), национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком (Арон), с фабричной организацией труда, символом которой является фабричная труба (Тоффлер). Формирование индустриального общества также связано с урбанизацией, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, становлением демократии, гражданского общества и правового государства.
Интерактивное телевидение - система дополнительного телеобслуживания, заключающаяся в передаче информации по запросу абонента. Двусторонняя связь позволяет абоненту при помощи телевизора осуществлять покупки, не выходя из дома, и участвовать в исследованиях популярности телепрограмм. Интерактивное телевидение позволяет встречаться в эфире двум и более сторонам, т.е. проводить так называемые телемосты.
Инфократия - власть информации. Одной из новых серьезных политических проблем стал вопрос о том, не усиливает ли информатизация общества авторитарные тенденции и даже не ведет ли она к диктатуре. Многочисленные и разнообразные данные вполне могут контролироваться цен-трализованно, поскольку большие и малые банки базы данных связаны между собой посредством компьютерных телекоммуникационных сетей.
Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а с другой - манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают все, что им нужно, а все остальные не знают ничего.
Тенденции развития в сфере информации позволяют предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно, но через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти "поли-тиков на трибуне" и выборных представителей. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться своего рода "инфократией", источник власти которой не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать ин-формацию.
Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до середины ХХ века. В связи с прогрессом технических средств массовых и других коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и т.п.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их измерения для улучшения условий передачи.
Кроме количества, ценности и содержания, информация (в частности, социальная информация) обладает и другими свойствами (правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность), которые исследуются в работах по социальной теории информации.
Информация - одно из центральных понятий философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия - наряду с веществом и энергией. Этимологически "информация" - термин обыденного языка, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, информация в обыденном смысле есть прежде всего оп-ределенное содержание, однако именно эта - содержательная - сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной. Однако не существует одного общего определения понятия информации.
Информация массовая - актуальная для социума, доступная для восприятия подавляющим большинством.
Информация биологическая - информация, циркулирующая в живой природе и формирующая ее структуры. Данный вид информации отражает процессы биогенеза и психогенеза. К ней относятся - генетическая, физиологическая, психологическая информация, а также мышление, самопознание, осознание бытия.
Информация физическая - информация, присущая процессам отражения в неорганической природе. Этот вид информации отражает процесс геогенеза по видам движения материи: механического (пространственного перемещения), физического (теплового, электромагнитного, гравитационного), химического (на атомно-молекулярном уровне), ядерного (элементарных частиц).
Определения понятия информации, получившие наиболее широкое распространение в научной среде: информация - обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств (Н. Винер); информация - отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); информация - мера сложности структур (Х. Моль); информация - отраженное разнообразие (А.Д. Урсул); информация - передача разнообразия (У. Эшби); информация - вероятность выбора (Яглом); информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); информация - сведения, содержащиеся в данном речевом сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и переработки
(А. Ахматова).
Информация вторичная - данные, собранные из правительственных изданий, статистических сборников, периодической печати, внутрифирменных отчетов.
Информация социальная - информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникации между людьми. Этот вид отражает процесс ноогенеза. К нему относятся массовая и специальная информация. В свою очередь, эти виды информации делятся на мировоззренческую, публицистическую, бытовую, эстетическую, религиозную, научную, техническую, экономическую, технологическую и другие подвиды. Эти подвиды продолжают "ветвиться" далее, вплоть до информации общения с представителями внеземных цивилизаций.
Информационные технологии - это совокупность методов и средств для обеспечения сбора, передачи, хранения, обработки и отображения информации в интересах пользователя для принятия решений.
Информационная политика - особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними.
Информационная система - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
Информационная безопасность - состояние защищенности государства, его национальных интересов в информационной сфере, интересов, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Основные положения информационной безопасности Российской Федерации изложены в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом РФ 9 сент. 2000 г.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и тер-риториальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Информационное поле - совокупность сосредоточенной в данном объеме пространства и времени информации безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Образуется триадой - объективной, генетической и идеализированной (субъективной) информацией. Наиболее полное описание характеристик в психологическом и психосемантическом полях.
Интернет - система компьютерных сетей, объединяющая межнациональные, национальные, региональные, местные информационные ресурсы, в которых происходит свободный обмен информацией. Основной вклад с создание сети был сделан в 1969 г., когда по заказу Министерства обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта, при отключении значительной части самой сети. Сегодня Интернет стал средством общемирового распространения информации, средой сотрудничества и общения людей в разных концах мира. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых является одностороннее распространение массовой информации, Интернет представляет собой инструмент межличностной и публичной коммуникации как процесса двустороннего общения. В последние годы Интернет стал называться "пятой властью".
Информационное общество (И.о.) - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услу-гах.
И.о. - это общество, в котором в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выступают знания и информация, образующие новую форму собственности - личную, идущую на смену частной. Информационное общество - понятие, фактически заме-нившее в конце ХХ в. термин "постиндустриальное общество". По разным источникам, изобретение термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, а его употребление в научной литературе - американскому экономисту Ф. Машлупу (Ф. Махлупу) в книге "Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962.
И.о. - это концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция постиндустриального, или информационного, общества претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. Всемирная история разделяется на следующие этапы общественного развития: доиндустриальный (аграрный), индустриальный и постиндустриальный (информационный). В зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают "первичная" сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), "вторичная" (промышленность), а ныне выдвигается "третичная" сфера услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия - в аграрном обществе, корпорация - в индустриальном, университеты - в постиндустриальном), а также господствующая роль определенного сословия (соответственно: священников и феодалов; бизнесменов; ученых и профессиональных специалистов).
Информационная война - это война, осуществляемая бизнес-группами, в первую очередь при помощи средств массовой информации с целью расширения и реструктуризации бизнеса посредством воздействия на массовое и индивидуальное сознание путем изменения существующей в его сознании картины мира.
Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Коммуникация (лат. соттиnicatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.
Конфиденциальная информация - сведения, представленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
Качественные издания - издания с ведущими функциями аналитической и информационной, превалированием фактов над мнениями, способные оперативно организовать беспристрастный широкий информационный поток наиболее социально значимых сведений. Качественные издания способны организовывать обмен информацией между разными социальными группами, но, как правило, предназначены для определенного, занимающего нестандартное положение в обществе читателя, имеющего высокий образовательный, интеллектуальный, социальный или финансовый уровень.
Контрпропаганда - пропаганда, направленная на внутреннего и внешнего оппонента (противника) с целью разоблачения, опровержения его доводов, утверждений по тем или иным позициям. Ведется устными и печатными способами, включая листовки, плакаты, карикатуры, различные публикации с привлечением всего арсенала средств массовой коммуникации. Контрпропаганда может быть превентивной или оперативным ответом по конкретному поводу. Наиболее успешной является та контрпропаганда, которая носит предупреждающий, опережающий характер действий противной стороны.
Конфиденциальная информация (конфиденциальный от лат. confidencial - доверие) - доверительная информация, не подлежащая огласке. Одновременно - сведения, поступившие в редакцию от граждан с условием сохранения их в тайне.
Коммерческая тайна - информация, которая в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В силу того, что коммерческая тайна является составной частью частного права, а не публичного, для государственных служащих является особенно важным, какая информация не подлежит засекречиванию ее владельцем. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О перечне сведений, которые могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35 определено, что предприятиям и предпринимателям запрещено относить к разряду коммерческой тайны следующие сведения:
1) об учредительных документах; 2) о документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью; 3) по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; 4) документов о платежеспособности; 5) о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; 6) об уплате налогов и обязательных платежей; 7) о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба; 8) об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Для государственных и муниципальных предприятий на период до проведения приватизации и в процессе приватизации установлены дополнительные ограничения относительно того, что не может составлять коммерческую тайну. К ним относятся следующие сведения о: · размерах имущества и денежных средствах; · вложении средств в ценные бумаги и уставные фонды совместных предприятий, а также о кредитных, торговых и иных обязательствах; · договорах с различными негосударственными предприятиями, коллективами и гражданами.
Клевета - распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.
Лоббизм (от англ. lobby - крытая, прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя - как название помещения для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок слово получило в Америке, когда в 1864 г. термин "лоббирование" начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Таким образом, под лоббизмом понимают торговлю влиянием. Лоббизм - это многоступенчатое явление, которое венчает политик или группа политиков, предлагающих или осуществляющих решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывают чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению. Политика лоббизма может проводиться в пользу: 1) отдельных политических и социальных сил; 2) отдельных стран и регионов; 3) стратегий решения общесоциальных и глобальных проблем. Ряд механизмов лоббизма находится под контролем, но сама природа этого явления исключает полную возможность такого контроля.
Манипулирование (от фр. manipulation, происходящего от лат. manus - рука) в политике - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение для их катализирования в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Цель манипулирования - внедрить установки, стереотипы, цели, подвигнуть массы на принятие непопулярных мер и т.д.
Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Массовая коммуникация - систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Мониторинг (англ. тоnitor - наставлять, советовать; контролировать, проверять) средств массовой информации - наблюдение, оценка и прогноз состояния общественного мнения путем систематического сбора информации, проходящей через СМИ.
Масс-медиа - англоязычный синоним понятий СМИ и СМК. К этому термину не у всех ученых позитивное отношение. Например, представитель Франкфуртской школы Теодор Адорно отрицателъно относится к использованию термина "масс-медиа" в связи с тем, что изначально его смысл заключался в том, что массы являются некоторым субъектом, на удовлетворение потребностей которого направлена деятельность медиа, то есть масс-медиа не только медиа для использования массами, но в первую очередь медиа, необходимые самим массам, потребные им. В действительности массы являются как правило объектом воздействия и получают лишь ту информацию, которую им предлагают.
Массовое издание - издание, ориентированное на разнообразные интересы, вкусы, на усредненность интеллектуальных запросов читателя, упрощенно трактующее сложные политико-экономические вопросы, проявляющее повышенный интерес к дешевой сенсации. Играет объединительную роль, так как предназначено читателям с разными политическими взглядами, вкусами, разным социальным статусом.
Массовое сознание - это специфический вид общественного сознания, воплощающий в себе реальную форму его практического существования, свойственный значительному множеству людей (массе). Массовое сознание отражает распространенные в значительной части общества и разделяемые им знания, представления, нормы, ценности, потребности, интересы, взгляды, иллюзии, социальные чувства.
Медиатизация политики - этап в политических отношениях, при котором средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации.
Массы - это: 1) гетерогенная аудитория средств массовой информации; 2) "множества индивидов" как гетерогенная совокупность социально атомизированных индивидов, контролируемых бюрократической и пропагандистской машиной (Д. Рисмен); 3) это - "толпа", характеризующаяся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, недостатком интегра-ции (Д. Белл).
Народ - 1) в широком смысле слова - население определенной страны; 2) для обозначения этнических общностей (племя, народность, нация); 3) согласно историческому материализму, народные массы рассматриваются как социальная общность, которая способна участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, т.е. народ - подлинный субъект истории, ее творец.
Нация - категория, обозначающая племя, народ, рождение, рассматривающаяся как общность, принадлежащая конкретному государству, или сообщество людей, объединенных территорией, обычаями, языком, единством хозяйственной жизни и сознания.
Обзор - одна из мощных форм воздействия на прессу, статья, обобщающая опыт СМИ, помогающая редакциям определить верное направление в работе, сосредоточиться на главном. Представляет собой анализ содержания издания или программы (общий или тематический) с конкретными, опирающимися на факты соображениями относительно корректировки трактовки какой-либо проблемы, необходимой в силу подмены первостепенных фактов второстепенными. Обзор печати имеет два адресата: редакционный коллектив СМИ, с одной стороны, и читателей, зрителей, слушателей - с другой. Особенность данного жанра состоит в том, что анализ и всесторонняя оценка средства массовой информации или ряда СМИ нужны не сами по себе, а для того, чтобы иначе увидеть проблему, волнующую сегодня всех журналистов однотипных средств массовой информации, помочь не только обозреваемой газете или программе, а и всем другим редакциям по-иному осмыслить проблему и выработать наилучшие пути ее решения.
Обозрение - жанр информации, который не следует путать с обзором. Обозрение рассматривают как своеобразную рецензию на конкретное СМИ, в которой оценивается качество и количество публикаций, отмечаются их недостатки и достоинства; или обозрение знакомит читателей, зрителей и слушателей с важнейшими событиями в общественно-политической, экономической, культурной, спортивной или другой сфере.
Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
Общественное мнение - выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представлений отношение определенной части общества или общества в целом к социально значимым проблемам жизнедеятельности, публично наблюдаемым позициям и поведению отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающих общие интересы.
Оскорбление - умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
Огульный - касающийся всех, всего подряд, без разбора; недостаточно обоснованный, поверхностный.
Паблик рилейшнз (PR) - это особая функция управления, которая помогает установить и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов. Специалисты в области паблик рилейшнз действуют в качестве советников глав администрации, а также как посредники, способствующие преобразованию частных интересов в обоснованные, общественно согласованные действия и политику. Английский ученый Сэм Блэк дал короткое, но исчерпывающее определение ПР: "Деятельность в области паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации".
Паблик рилейшнз "черный", или "черный ПР" - это технологии, выходящие за рамки правового поля, направленные на достижение целей любыми средствами, включая дискредита-цию целых организаций и конкретных лиц. "По черному" - это когда заказчики публикаций договариваются с журналистами напрямую, в обход редакции и рекламной службы определенного СМИ. Деньги просто переходят из рук в руки.
Паблик рилейшнз "серый", или "серый" ПР - это публикация официально оплаченной информации в виде обычного редакционного материала - заметки, репортажа, интервью и т.д. В этом случае деньги от заказа идут в бюджет конкретного СМИ.
Паблик рилейшнз "белый", или "белый" ПР - представитель заинтересованной компании ничего не платит ни журналисту, ни его редакции. СМИ размещает информационный материал бесплатно как актуальный, интересный для аудитории издания, радио, телевидения. Это нормальная обычная практика.
Презентация (от лат. рrаеsепtatio - представление) - официальное представление, открытие чего-нибудь созданного, организованного. Презентацию устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей: 1) принять или пересмотреть свою позицию; 2) принять или изменить мнение; 3) предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения. Презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить побольше информации, если точно сформулированы цели и определены приоритеты, прочно заложен фундамент благоприятных отношений с аудиторией, на котором будут выстраиваться дальнейшие отношения между представляющей организацией и аудиторией.
Пресс-конференция - встреча политических, общественных, деловых, правительственных кругов с представителями средств массовой информации и коммуникации для беседы по вопросам, представляющим большой общественный интерес. Пресс-конференции используются в основном для передачи развернутой информации по особенно важной теме, вызывающей вопросы у журналистов, и при предпочтительности личных информационных контактов журналистов с официальными лицами.
Пресс-релиз - наиболее распространенный способ передачи информации от организации широким массам, например при помощи СМИ. Пресс-релизы составляются по определенным правилам и рассылаются в СМИ, информационные агентства, помещаются в Интернете.
Пресс-служба - самостоятельное подразделение государственной или муниципальной администрации, которое в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также местными положениями о пресс-службе. Основными функциями являются следующие: обеспечение связи главы администрации со средствами массовой информации; организация информационного обеспечения деятельности главы администрации при решении социально-политических, экономических и культурных задач подведомственной территории; представление средствам массовой информации сведений об издаваемых нормативных актах, заявлениях, выступлениях главы администрации и о мероприятиях, в которых принимает участие глава администрации; организация пресс-конференций, интервью главы администрации, обеспечение его выступлений в СМИ; подготовка пресс-релизов и другой справочной информации для населения об основных мероприятиях администрации по решению тактических и стратегических задач территории; формирование положительного имиджа главы администрации и его деятельности в СМИ.
Пресс-секретарь - специалист по публичной и политической деятельности главы администрации, его доверенное лицо. Главная задача пресс-секретаря - систематическое информирование населения о конкретной работе главы администрации по решению социально-политических и экономических проблем территории.
Пресс-центр - отдел информационного и организационного обслуживания, существующий для оказания содействия СМИ. Существует как на постоянной (в качестве подразделений служб по связям с общественностью), так и на временной основе (для информационного обеспечения съездов, конференций, фестивалей и т.д.).
Пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению) - деятельность устная или при помощи СМИ, осуществляющая популяризацию, распространение и углубленное разъяснение каких-либо целей, учений, взглядов, знаний в обществе.
Политика - особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и социальными институтами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность граждан, разных сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Постиндустриальное общество - понятие современной социологии и философии, обозначающее нынешний этап развития ряда стран как период перехода от "индустриального" к "постиндустриальному" типу общества. Истоки термина "постиндустриальное общество" не могут быть названы достаточно однозначно. Американский социолог Д. Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой "интеллектуальной" техники. Концепции постиндустриального общества разработали
Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А.Тофлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др. Реальной основой появления теорий постиндустриального общества является происшедшая в 60-70-е гг. в ряде стран структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, бурное развитие "индустрии знаний", компьютеризация и появление разветвленных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства.
Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограничивается в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, регулирующими различные виды деятельности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нотариальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.
Профессиональная этика журналиста - особенности журналистской морали, отличающейся повышенной требовательностью к таким качествам, как ответственность, независимость, честность, беспристрастность, добросовестность, правдивость, уважение частной жизни и чувства собственного достоинства, содействие новому международному порядку в области информации.
Рейтинг программы - отношение числа телевизоров, настроенных на определенную программу, к числу семей, имею-щих телевизор.
Свобода слова - это гарантированная Конституцией РФ свобода, обеспечивающая право граждан "искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" в отсутствие цензуры (ст. 29).
Средства массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массо-вой информации.
Средства массовой коммуникации (СМК), в отличие от средств массовой информации, представляют собой более широкое понятие и включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию.
Специфический социальный институт - это средства массовой информации, которые в процессе массово-информа-ционного обеспечения общества создают своеобразный информационный "аналог" жизнедеятельности всех социальных институтов во всех их проявлениях. То есть основное назначение средств массовой информации и коммуникации состоит не в характеристике деятельности самих СМИ и СМК (хотя именно анализ состояния и особенностей их функционирования в наибольшей степени способствует пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию положения других социальных институтов в государстве), а в создании полной картины жизни общества через освещение функционирования каждого социального института.
Сегментирование аудитории - разбивка аудитории на четкие группы с учетом определенных показателей: возраст, пол, социальное положение, образование и т.д.
Служебная тайна, как и коммерческая, согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляет собой конфиденциальную информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации обязан принимать меры к охране ее конфиденциальности. Однако применительно к государственной службе служебная тайна трактуется как несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Иначе говоря, служебная тайна представляет собой сведения, не составляющие государственной тайны, но и не подлежащие оглашению. Служебная тайна для государственного служащего - это скорее соблюдение требований по порядку работы со служебной информацией (в ст. 10 ФЗ "Об основах государственной службы РФ", где определяются основные обязанности государственного служащего, отмечается, что госслужащий обязан "соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со слу-жебной информацией").
Теократия (от греч. tueos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Теократические государства известны с древности. В Иудее в V-I вв. до н. э. первосвященник, т.е. верховный жрец, обладал всей полнотой государственной власти. В Средневековье халифаты Омейядов и Аббасидов - теократические государства. Известно теократическое государст-во, организованное иезуитами в Парагвае в XVII в.; правление имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах также носило теократический характер.
Тайна частной жизни. Конституции РФ определила неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации (ст. 23). Это означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускается без согласия гражданина. Персональные данные, согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", отнесены к конфиденциальной информации.
Государственным служащим в силу профессиональных обязанностей приходится работать с данными, касающимися частной жизни граждан. Поэтому в подп. 8 ст. 10 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" среди обязанностей государственного служащего выделяется обязанность "не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан".
Цензура - ограничительные меры по отношению к свободе печати, одновременно - учреждение, которому поручалось эти меры претворять. Как правило, цензура осуществляется в виде требования от СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы. Также выступает в качестве запрета на распространение сообщений. Может быть предварительной (предполагает необходимость получать предварительное разрешение на выпуск в печать или эфир каких-либо сообщений) и последующей (представляет собой последующую после выхода в тираж или эфир оценку сообщений, сопровождающуюся принятием запретительных или ограничительных мер). В ст. 3 Федерального закона "О средствах массовой информации" закреплена "недопустимость цензуры" в Российской Федерации.
Честь - общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина.
Управление государственное или муниципальное - деятельность исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения целей соответствующего территориального образования посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти. В рамках этих видов управления значительная роль принадлежит СМИ, которые формируют общественное мнение и влияют таким образом на принятие или отмену решений (правовых актов) административных органов.
Электронная библиотека - распределенная виртуальная коллекция документов в электронной форме, доступная широкой публике через глобальные сети передачи данных; яркая разновидность единого информационного пространства.

А.Г. Киселёв

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МИНИ-СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Приложение
к учебно-методическим комплексам

(Для студентов 1-, 2- и 3-го курсов всех форм обучения
по специальности 350400 "Связи с общественностью")

Редактор - Г.Г. Трошкина
Компьютерная верстка - Л.С. Багрянская

Информационно-издательский центр
Академии труда и социальных отношений
ЛР N 071816 от 10.03.99 г.

Объем 1,9 п.л. Тираж 300 экз. Формат А5 Заказ N 277
Подписано в печать 5.05.2006 г. Отпечатано в типографии АТиСО

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован